Задание 1
Некто, набиравший текст стихотворения, постоянно забывал вовремя нажимать клавишу «Конец строки» (хотя и начинал новую строфу каждый раз с заглавной буквы). Получилась одна длинная строка.
1. Определите (не пересчитывая!), сколько символов в получившейся строке.
2. Преобразуйте текст (не набирая заново ни одного символа!) к обычному виду стихотворения. Не забудьте выделить в отдельную строку заголовок и поместить его по центру строки.
Задание 2
После текста задания приведён фрагмент сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», все строфы которого набраны вподбор, а не с новой строки. Начало каждой строфы обозначено заглавной буквой.
1. Расположите первое четверостишье около левого края экрана, второе с отступом вправо, третье снова у края, четвёртое с отступом и т. д. Скопируйте получившийся текст в новое окно редактора (позже он вам понадобится).
2. Отделите в тексте все строки друг от друга, вставляя каждый раз пустую строку.
3. Употребляя операцию разбиения строки, сделайте так, чтобы в каждой строке осталось только одно слово, и расположите эти слова «лесенкой» (как в стихотворениях В.В. Маяковского).
Покажите получившийся текст преподавателю. Если у него есть замечания, сделайте исправления.
4. Удалите пустые строки.
5. Соедините строки так, чтобы они стали такими, как до разбиения.
Что у вас получилось? Если это текст, который был после выполнения вами пункта 1 (он у вас имеется в другом окне текстового редактора), то вы успешно справились с этими заданиями.
6. А теперь напишите перед текстом стихотворения его название (заглавными буквами по центру), а ещё выше и правее — фамилию автора.
Задание 3
В файле записаны в случайном порядке половинки пословиц. Каждая половинка заканчивается многоточием.
Восстановите правильные тексты пословиц (не набирая ни одной буквы!), заменив многоточия на нужные знаки препинания или пробел. Каждая пословица должна быть записана на отдельной строке.
Задание 4
В приведённом в файле списке неправильно соотнесены фамилии поэтов и писателей с именами и отчествами.
Не набирая ни одной буквы, составьте правильный список.
Задание 5
В приведённом в файле стихотворении символы ### заменяют одно и то же сочетание букв.
Догадайтесь, какое именно, и сделайте замену, восстанавливающую текст стихотворения.
Задание 6
В приведённом в файле стихотворении число 100 в некоторых словах заменяет трёхбуквенное сочетание «сто».
Выполните обратную замену. Обратите внимание на то, что один раз первая буква в этом сочетании должна быть заглавной, а в двух случаях заменять число 100 данным сочетанием не следует.
Задание 7
В текст благодарственного письма вставьте реальные данные (вместо текста в скобках) и продумайте, какие шрифтовые выделения удобно было бы использовать.
Задание 8
В тексте детского стихотворения некоторые слова русского языка заменены английскими, а некоторые, наоборот, английские – русскими. Такие слова заключены в угловые скобки.
Замените английские слова русским переводом, а русские — английским в соответствующих фразах. Угловые скобки просто удалите из текста.
Задание 9
После текста задания приведена заготовка таблицы.
1. Поручите компьютеру произвести нумерацию строк в первом столбце таблицы.
2. Заполните третий столбец соответствующим текстом.
3. Отсортируйте строки, начиная с третьей, по алфавиту текста второго столбца. Проследите, чтобы при этом осталось правильное соответствие между содержанием второго и третьего столбцов, а строки оказались верно пронумерованными.
Задание 10
В файле приведена заготовка таблицы.
1. В ячейки пятого столбца введите формулу, позволяющую вычислить оплату каждому из работников.
2. В ячейки шестого столбца введите формулу, позволяющую вычислить подоходный налог — 13% от начисленной суммы.
3. В ячейки седьмого столбца введите формулу, позволяющую вычислить сумму, которую следует выдать работнику в качестве заработной платы.
Задание 11
В файле приведён список победителей и призёров Всероссийской олимпиады по информатике, проводившейся в 2013 г. В каждой строке указаны номер по порядку, фамилия, имя и отчество участника, класс, регион, представленный данным участником, количество набранных баллов и тип полученного диплома (Победитель или Призёр). Список упорядочен по количеству полученных баллов.
Однако работать с таким списком крайне неудобно: если, к примеру, захочется узнать, как выступили представители того или иного региона или какие результаты показали девятиклассники и т. п., то придётся практически вручную выбирать интересующую информацию. Ясно, что представление этой информации в табличной форме намного удобнее.
1. Поручите компьютеру преобразовать данный список в табличную форму. (Совет: в качестве разделяющего символа выберите знак «точка с запятой»).
2. Возможно, номер участника у вас разместился в той же клетке таблицы, где и фамилия участника. Отмените действие по преобразованию в таблицу и подумайте, что нужно изменить в списке, чтобы после преобразования номер оказался в отдельном столбце. Проделайте это изменение. (Совет: чтобы изменение производилось компьютером автоматически, воспользуйтесь режимом замены.)
3. Дополните получившуюся таблицу заголовочной строкой, в которой указано, что содержат столбцы таблицы: номер участника, фамилию, имя и отчество и т. д.
4. Отсортируйте данные в таблице в алфавитном порядке регионов. При этом у вас, скорее всего, возникнет путаница в нумерации. Поручите компьютеру исправить нумерацию. После этого определите, сколько победителей и призёров представляют ваш регион.
5. А теперь такую же сортировку выполните отдельно по победителям и призёрам.
6. Отсортируйте таблицу по классам и определите, сколько победителей и сколько призёров в каждой параллели.
Задание 12
Информацию, представленную в текстовом виде, бывает полезно сопроводить схемой, наглядно представляющей ту же информацию.
Графическими средствами текстового редактора создайте схему, которая представляла бы информацию о дорожном сообщении между населёнными пунктами. Фрагмент такой схемы, содержащий обозначения двух населённых пунктов и информацию о протяжённости дороги между ними, уже нарисован.
Задание 13
Файндворд (в переводе найди слово) — это задание найти слова, спрятанные в тексте среди других слов. При этом спрятанное слово может оказаться среди нескольких подряд идущих слов, разделённых не только пробелом, но и каким-либо знаком препинания. Например, во фразе «Феска не раз слетала с его головы» спрятано название устройства для преобразования бумажного документа в электронный (оно выделено подчёркнутым курсивом).
Подумайте, как можно приспособить текстовый редактор к разгадыванию файндвордов. Реализуйте ваш план для файндворда, приведённого после текста задания, в котором необходимо отыскать 11 названий столиц союзных республик бывшего СССР. Для справки после текста файнворда перечислены все 15 столиц бывших союзных республик (так, как они тогда назывались). Подчеркните в этом списке те из них, которые вы обнаружили в тексте файнворда.
Задание 14
В файле приведён список победителей и призёров Всероссийской олимпиады по информатике, проводившейся в 2013 г. В каждой строке указаны номер по порядку, фамилия, имя и отчество участника, а также регион, представленный данным участником. Список упорядочен по алфавиту так, что сначала перечислены победители, а затем призёры.
Поручите компьютеру преобразовать данный список так, чтобы вместо фамилии, имени и отчества, записанных полностью, остались фамилия и инициалы (т. е. первая буква имени с точкой и первая буква отчества с точкой).