Задание 1
В Таблицах 2 - 4 приведены сведения о количестве товаров, проданных в филиалах торговой фирмы "Товары для дома". Требуется заполнить итоговую таблицу (Таблица 1).
1. Придумайте и запишите в ячейку В5 формулу, по которой будет найдено количество чайников, проданных во всех трёх филиалах в течение января.
2. Скопируйте эту формулу в нужные ячейки Таблицы 1 для подсчёта количества проданного товара помесячно.
3. Придумайте и запишите в ячейку H5 формулу, по которой будет найдено количество чайников, проданных за 1-й квартал.
4. Используя формулу, записанную в ячейку H5, заполните остальные ячейки столбца H Таблицы 1.
5. Выполните заполнение ячеек таблицы, позволяющее узнать итоги работы фирмы во 2-м квартале.
6. Выполните заполнение ячеек таблицы, позволяющее узнать итоги работы фирмы за полугодие.
Задание 2
В таблице в столбце B расположены фамилии спортсменов, принимавших участие в соревнованиях. Для каждого из них приведены оценки судей за выступление. Для определения результата выступления самая высокая и самая низкая из выставленных оценок отбрасываются, а для оставшихся оценок вычисляется среднее арифметическое.
1. В столбец "Результат" запишите формулы, позволяющие для каждого спортсмена вычислить результат, показанный им в соревновании.
2. Расположите фамилии участников в прорядке убывания их результатов. Определите, кто стал победителем и кто получил серебряную и бронзовую награды.
Задание 3
В таблице для каждого из спортсменов приведены оценки судей за выступление. Для определения результата каждого спортсмена сначала определяется место, которое он занял по мнению определённого судьи. Если у судьи несколько спортсменов имеют одинаковую оценку, то им выставляется среднее арифметическое тех номеров мест, которые они заняли вместе. Например, у судьи № 1 высший балл 9,7 имеют 2 спортсмена (т. е. они занимают 1-е и 2-е места), поэтому в качестве места им указывается число 1,5, а низший балл у того же судьи имеют 3 спортсмена (т. е. им выставляются 10, 11 и 12 места), поэтому им всем указывается число 11. Затем места, полученные спортсменом у всех судей, суммируются и спортсмены ранжируются по возрастанию этой суммы.
1. Определите распределение мест спортсменов у каждого из судей и заполните соответствующие ячейки таблицы.
2. Определите результат каждого спортсмена и составьте ранжированный список в соответствии с этими результатами.
Задание 4
В таблице для каждого участника математического турнира указано, сколько баллов он получил за решение каждой из пяти предлагавшихся задач. Результат участника определяется по сумме трёх лучших полученных им за задачи оценок, после чего участники ранжируются по результатам. Дипломом победителя в соответствии с местом в ранжированном списке награждаются не более 10% участников. Общее число призёров и победителей составляет не более 25% участников. При равном числе баллов участники получают диплом одного достоинства (или не получают никакого).
1. Придумайте, как автоматизировать вычисление результата для каждого участника, и реализуйте свой план.
2. Придумайте, как автоматизировать определение того, является участник победителем или призёром.
3. Чтобы сравнить трудность предлагавшихся задач, полезно найти средний балл по каждой задаче. Сделайте это в строке после таблицы. Какая задача оказалась наиболее трудной? А самой лёгкой?
4. Представлет интерес, сколько участников решило ту или иную задачу полностью (т. е. получило за неё 7 баллов) или не решило её совсем (0 баллов). Реализуйте такой подсчёт в ячейках С51—G51 и C52—G52.
5. Подсчитайте количество победителей и призёров в ячейках I51 и I52.
Задание 5
В таблицах на листе приведены цены (в долларах) на некоторые товары в магазине, а также курс доллара за несколько дней. Учтите, что с 1 октября фирма ввела скидку 15% на цену товара, если приобретается более 5 экземпляров этого товара, и скидку 2% с общей суммы покупки, если эта сумма превышает 1500$.
1. На листе "Прайс-лист" создайте прайс-лист на товары в зависимости от цены в долларах и даты продаж. Для этого свяжите таблицу на листе "Прайс-лист" с таблицами на листе "Информация". В прайс-листе учитывается скидка только на цену товара.
2. На листе "Продажи" подсчитате выручку магазина за каждый день и за 6 дней по каждому товару. Укажите, в какой день выручка была наибольшей, а в какой - наменьшей. Укажите также, какой товар за 6 дней продаж принёс наибольший доход, а какой - наименьший.
3. На листе "Счёт-фактура" создайте счёт-фактуру с учётом скидок.
Задание 6
В таблице приведено расписание авиарейсов из Новосибирска в различные города России и зарубежья. Согласно правилам всегда указывается местное время вылета и прилёта. Однако пункты прилёта располагаются в разных часовых поясах. Эти пояса относительно Москвы также приведены в таблице. Часовой пояс Новосибирска - 3. Требуется найти продолжительность каждого рейса.
Задание 7
Владелец автостоянки хочет автоматизировать расчёты с клиентами за услуги. Информация о приезде автомобиля на стоянку и его отъезде фиксируется автоматически (она представлена в таблице).
1. Заполните расчётными формулами столбцы D и F.
2. Найдите суммарную выручку за день.
Перейдите ко втором листу
После этого владелец автостоянки решил, что она должна работать круглосуточно. Теперь вполне возможно, что машина ставится на стоянку в один день, а забирается со стоянки в другой. Поэтому в ячейки, помимо времеми приезда и времеми отъезда, теперь заносится ещё и дата в формате чч.мм.гггг, т. е. две цифры отводятся на число, две цифры на номер месяца и четыре на номер года.
3. Заполните расчётными формулами столбцы D и F.
4. Найдите суммарную выручку за каждые сутки.
Владелец автостоянки решил ввести дневной (с 7.00 до 22.00) и ночной (с 22.00 до 7.00) тарифы оплаты. Представьте себя на месте владельца и примите решение, когда плата за стоянку должна быть выше — днём или ночью?
5. Ваши предложения отразите в электронной таблице.
6. Найдите суммарную выручку за каждые сутки в этой ситуации.
Задание 8
Три одноклассника собрались пойти в пятидневный поход. Посовещавшись, они составили список того, что нужно взять с собой (не считая личных вещей). Этот список представлен в таблице. Требуется разделить указанные вещи на три как можно более равные по весу части.
Задание 9
В таблице 1 приведены данные переписи населения, проводившейся в России в 2002 г. Численность населения приведена округлённо в млн человек.
1. Постройте по этим данным столбчатую диаграмму, сгруппированную по три столбца в каждой возрастной категории.
2. Постройте по этим данным три круговых диаграммы, показывающих долю каждой возрастной группы в общей численности населения, – для мужчин, для женщин и без деления по полу. Выберите разные виды круговых диаграмм.
Перейдите ко второму листу
В таблице 2 приведены данные переписи населения, прводившейся в России в 2010 г. Численность населения приведена округлённо в млн человек.
3. Составьте для таблицы 2 такие же диаграммы, как в пп. 1 и 2.
4. На одной кольцевой диаграмме покажите, как изменилась численность в возрастных группах за прошедшие 8 лет.
Задание 10
В таблице приведены данные о сдаче нормативов в течение учебного года.
Постройте по этим данным диаграмму с областями и накоплением.
Задание 11
В таблице приведены данные метеонаблюдений за направлением ветра в течение июня в одном из городов России.
1. Для каждого из направлений подсчитайте, сколько раз в течение дня, ночи и суток дул ветер в данном направлении.
2. Для каждого из получившихся наборов данных постройте лепестковую диаграмму так, чтобы направления её осей соответствовали стандартным направлениям сторон света (север — вверх, восток — вправо и т. д.)
Как вы знаете из географии, такая диаграмма называется розой ветров.
3. Взлётно-посадочная полоса аэропорта строится обычно так, чтобы взлёт и посадка осуществлялись вдоль преимущественного направления ветра. Используя полученные данные, определите, в каком направлении лучше всего строить взлётно-посадочную полосу.
Задание 12
В первой строке приведены значения аргумента, а в последующих строках — значения несколькуих функций. Постройте графики этих функций в одной системе координат.
Задание 13
Имеется некоторое количество заявок на радио на исполнение песен в программе прямого эфира. Сведения об имеющихся записях этих песен приведены в Таблице 1. Продолжительность передачи - 30 мин. Требуется определить, какие заявки следует исполнить, чтобы максимально использовать время передачи. На объявление очередной песни требуется 4 с.
1. Решение задачи фактически сводится к тому, чтобы отметить, какие записи будут использованы в программе. Такие отметки естественно сделать в столбце F. Продумайте, какими должны быть эти отметки, чтобы было удобно подсчитать общую продолжительность исполняемых произведений. Запишите в ячейку F27 формулу, позволяющую подсчитывать эту продолжительность с учётом времени, необходимого для объявления очередного романса.
2. Для решения задачи будем использовать надстройку "Поиск решения" (как её подключить и как ею пользоваться, объяснно на с. 175–176 учебника для 7 класса). Целевая функция — это минимум между 30 минутами и тем временем, которое подсчитывается в ячейке F27. Необходимо ещё записать ограничения — все значения в блоке ячеек F3:F26 должны быть целыми, неотрицательными и не превосходящими 1. Запишите эти ограничения.
3. В том же окне, где вы указывали целевую функцию и что именно вы будете разыскивать (её минимум) вам предлагается выбрать метод. Мы советуем выбрать эволюционный метод — для подобных задач он работает надёжнее других.
4. Запустите поиск решения и посмотрите на результат. Он вас наверняка удивил. Проанализируйте ситуацию, подумайте, какого ограничения не хватает, и дополните список ограничений. После этого запустите программу и получите решение.
5. Посмотрите, не получилось ли так, что какой-то романс будет исполняться дважды. Подумайте и устраните этот недостаток в вашем решении.
6. Найденное решение не единственное. Попытайтесь организовать среди найденных решений поиск такого, в котором было бы максимальное число исполняемых романсов (чтобы доставить удовольствие как можно большему числу слушателей).
Задание 14
В конце учебного года администрация школы организовала для всех желающих автобусную экскурсию. Информация о числе желающих приведена в таблице 1. Учащиеся одного класса хотели бы ехать в одном автобусе. Требуется так распределить учащихся по автобусам, чтобы было как можно меньше недовольных.
1. Давайте сначала попробуем учащихся каждого класса целиком посадить в один автобус. Придумайте, как это обозначить в столбце соответствующего автобуса, чтобы потом было легко подсчитать сколько всего человек будет посажено в данный автобус. В ячейки C17:G17 запишите формулы подсчёта числа пассажиров в данном автобусе.
2. Чтобы автоматизировать поиск подходящего варианта воспользуйтесь надстройкой "Поиск решения" (как её подключить и как ею пользоваться, объяснено на с. 175-176 учебника для 7 класса). Целевая функция должна минимизировать количество свободных мест в автобусах, но автобусов 5, а функция одна; придумайте, как преодолеть это затруднение, и запишите целевую функцию, например, в ячейку H17. Необходимо ещё записать ограничения: все значения в блоке ячеек C9:G22 должны быть целыми, неотрицательными и не превосходящими 1. Кроме того, ясно, что в каждом автобусе должно быть не более 45 человек. Запишите эти ограничения.
3. В том же окне, где вы указывали целевую функцию и что именно вы будете разыскивать (её минимум) вам предлагается выбрать метод. Мы советуем выбрать эволюционный метод — для подобных задач он работает надёжнее других.
4. Запустите поиск решения и посмотрите на результат. Он вас наверняка удивил — некоторые классы оказались сразу в двух автобусах. Проанализируйте ситуацию, подумайте, какого ограничения не хватает, и дополните список ограничений. После этого запустите программу и получите решение.